Чураевская территориальная администрация
администрации Шебекинского городского округа

История

Административным центром Чураевского сельского поселения является село Чураево. Расстояние от села Чураево до районного центра (города Шебекино) – 7 км.

Первые упоминания о селе Чураево встречаются в писцовых книгах в 1626 году. Село располагалось у реки Корень, которая в те времена была полноводной. По ней ходили бадуры (большие лодки), гружённые хлебом, бочками с медом. А назвали село по фамилии местного помещика Чурая.

В 1708 году на средства прихожан был построен первый деревянный храм  Архангела Михаила. В 1873 году помещик Николай Маслов продал свои земли А.А. Ребиндеру, старую церковь перенесли в сельцо Пенцевку, а в Чураево начали строить новый каменный храм всем селом. Каждый двор должен был сдать определенное количество яиц, так как кирпичная кладка делалась с добавлением желтков, для большей крепости. Старинный храм Архангела Михаила, возведенный в 1892 году и  являющийся историческим памятником,  был отреставрирован в 2008 году, а прилегающая к нему территория и центр села были благоустроены.

         Во второй половине XIX века Чураево было экономией Ребиндеров.   В 1905 году в селе была построена мельница. Чураевские крестьяне работали в основном в экономии. Занимались садоводством, пчеловодством, в прудах разводили рыбу. Выращивали гречиху, просо, пшеницу, овощи. Хозяйство специализировалось на откорме крупного рогатого скота. На земельных наделах  выращивали сахарную свеклу и сдавали её на завод в Шебекино. Село славилось   своими мастерами:  бондарями и шорниками, которые изготавливали бочки, ящики, гнули дуги, ободья для колес, делали телеги, сани.

         Все пережили чураевцы: первую мировую, революцию, гражданскую войну. В 1919 году в селе окончательно установилась Советская  власть. Первый колхоз появился в 1927 году. Построили клуб, избу-читальню. В бывшем имении управляющего экономией открылась школа.

Фотографии.

Началась война. Линия фронта проходила по реке Северский Донец от Белгорода до Волчанска. В начале 1942 года в Чураево стояли воинские части, а в июне его оккупировали фашисты. В ночь с 8 на 9 февраля 1943 года 427-й стрелковый полк майора С.П. Березина прошел через село и на рассвете освободил город Шебекино. Весной в селе разместились тылы  7-й гвардейской армии. Войска готовились к битве на Курской дуге.

 После войны  в Чураево было три колхоза. В 1957 году их, а также хозяйства сел Крапивное, Кошлаково, Пенцево объединили в колхоз имени Ленина, правление колхоза разместилось в Чураево.  Возглавил колхоз имени Ленина  Тит  Семенович Тарасов.

С 1961 по 1974 год  председателем колхоза был Павел Васильевич Исаев. В эти годы  колхоз начал  разрабатывать богатые месторождения мела.  В меловых цехах перерабатывали мел для побелки, изготавливали школьные мелки  и отправляли во многие уголки советского Союза: на Украину, в Прибалтику и Белоруссию.

За эти годы колхозом  было построено много объектов производственного и социально-бытового назначения: клубы, школы, детские сады, магазины, бани, молочно-товарные фермы, гараж, механические мастерские и многое другое.

В 1967 году была сдана в эксплуатацию Чураевская школа, директором которой был Василий Егорович Колесников, 50 лет отдал он школе, жил ее заботами и делами, руководил большим и дружным коллективом. «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»   

В селе приступили к строительству нового Дома культуры, который открылся 1 января 1969 года.

         В 1974 году колхоз имени Ленина, к которому присоединили земли  колхоза «Родина» (села Никольское, Неклюдово, Боровское), возглавил Николай Емельянович Иванов. Колхоз  состоял из трех производственных участков, на каждом из которых имелись тракторно-полеводческая бригада и бригада по кормопроизводству, две молочно-товарные фермы.  

  В 1975 году по итогам пятилетки колхоз имени Ленина был признан одним из лучших в Шебекинском районе.

В 1980-х  в селе – центральной усадьбе колхоза - был построен ангар для хранения сельскохозяйственной техники, кормовой цех на территории животноводческого комплекса, дороги с твердым покрытием,  69 квартир для работников и специалистов хозяйства и конноспортивный комплекс.

8 мая 1985 года здесь состоялось торжественное открытие Мемориала погибшим односельчанам. Рядом находится братская могила, в которой  похоронено более 200 солдат и офицеров, погибших при освобождении села и его окрестностей.

 В 2007 и 2010 годах здесь проходили перезахоронения останков воинов, найденных членами Шебекинского историко-поискового клуба «Обелиск».  

         В 1989 году колхоз возглавил Владимир Федорович Тарасов. На его долю выпало немало трудностей,  связанных с перестройкой и реорганизацией колхоза. В 1992 году колхоз был преобразован в акционерное общество закрытого типа. В хозяйстве построили мельницу и пекарню, которая и сегодня славится своим хлебом, булками и пирогами.  В 1998 году в сёла пришел газ.

В 2004 году ЗАО имени Ленина вошло в состав  агрохолдинга «Белгород-Семена».

 В 2008 году   справил новоселье в новом здании фельдшерско-акушерский пункт и открылся после капитального ремонта Чураевский Дом культуры, оснащенный согласно современным требованиям. Он снова стал излюбленным местом отдыха местных жителей.

Первое упоминание о Крапивном относится к 1640г. Сначала оно было на левом берегу реки Корень, вдали от поймы реки. Позже, поселенцы обосновались на правом берегу, и названо было деревня Крапивная (так оно значилось на карте). Археологические раскопки Крапивенского городища в районе села свидетельствуют о том, что в 11-13 веке на высоком меловом мысу   стоял большой древнерусский город. Население Крапивенского городища и других окрестных поселений в нашем крае входило в состав племенного объединения северян, известного нам по Повести временных лет. Город располагался на юго-востоке Руси и относился к Курскому уезду Черниговского княжества. Он охранял границы княжества от набегов кочевников.

Осенью 1994 года на меловой горе по инициативе краеведа-энтузиаста А. В. Беспоясова была установлена памятная стела о Крапивенском городище, являющемся археологическим памятником регионального значения.

В 1240 году город был разрушен во время монголо-татарского нашествия, сожжен и обезлюдел. Позднее, в период строительства Белгородской черты, на месте разрушенного городища возникло поселение. По одной из версий первыми его поселенцами были тульские переселенцы - «сведенцы» из села Крапивна. В память о своей родине и назвали они новое село. 

Главным занятием населения здешних мест было земледелие. С 1766 года по требованию властей оно обязано было выращивать «земляные яблоки» – картофель. Крестьяне относились к нововведению недоверчиво. Широко развивались различные ремесла: бондарное, столярное, гончарное, сапожное, прядение и ткачество. В 1742 году граф Симон Гендриков купил часть земель вокруг Шебекино, в том числе и деревню Крапивное. В 1761 году   Тендряковы построили завод по производству селитры, которую вывозили на пороховые заводы в Москву.

Впоследствии Крапивное стало принадлежать Ребиндерам.

После строительства в 1837 году в слободе Шебекино примитивного сахарного завода, в меловом карьере села Крапивное началась разработка мела, так как для производства сахара нужна была известь.

В 1905 году в Крапивенском логу была открыта церковно-приходская школа и содержалась она на средства владельцев имения - Ребиндеров. Первым учителем школы был Александр Степанович Мандрыка. В школе учились дети села Крапивное, экономии «Крапивенский лес», села  Чураево и экономии «Дальний лес».

Первая мировая война 1914 года, а затем  Октябрьская революция 1917 года изменили жизнь народа. Трудящиеся Шебекинской волости охотно поддержали Советскую власть.

В 1928 году в селе Крапивном организован ТСОЗ «Революционная заря», в 1930 году- колхоз.

В 1929 году открывается первая школа, директором которой был Александр Андреевич Гусельников.

В июне 1931 года организована ферма - первая в Шебекинской волости.  

С началом Великой Отечественной войны в селе прошла мобилизация мужчин на фронт. Четыреста человек ушли на защиту Родины. Более 160 крапивенцев сложили свои головы на полях сражений Великой Отечественной войны. Многие из вернувшихся фронтовиков были награждены орденами и медалями.

После окончания войны, колхоз, получив помощь государства, в короткий срок сумел восстановить хозяйство.

В 1949 году под руководством А. А. Гусельникова в школе был создан опытный участок, а с 1950 года на базе школы размещалась районная станция юннатов. Цветоводством занималась Евдокия Григорьевна Гусельникова.

С 1946 году в селе возобновил свою работу медпункт, расположенный в жилом доме. В этом же году продолжила свою работу изба - читальня. Заведовал ею тогда Андрей Трифонович Маслов, он же был и секретарем партийной организации.

 В 1950 году в этом же здании установили киноаппарат, стал работать сельский клуб.  

В 1950 году  колхоз «Революционная заря» объединился с колхозом «Профинтерн» (село Чураево) и был назван колхозом «им. Калинина».

В 1952 году под руководством А. А. Гусельникова на территории школы был заложен молодой сад: яблони, груши; весь cад обсажен  липами.

В 1962 году  в Крапивном был сдан в эксплуатацию новый Дом Культуры.  В новом помещении расположилась и библиотека.

   Высоких результатов в работе добивались крапивенские кохозники. Так, механизатор Виктор Тихонович Махонин участвовал во Всероссийском конкурсе пахарей и занял призовое место. Свинарка Анна Ивановна Махонина была участницей ВДНХ в Москве в сентябре 1954 года.

В 1960-е годы свекловичницы,  под руководством звеньевых Марии Ивановны Лимаревой и Марии Ивановны Махониной,  добиваются высоких урожаев сахарной свеклы.

21 января 1966 года за успехи, достигнутые в повышении урожайности и заготовок сахарной свеклы, М. И. Лимаревой было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Родина высоко оценила её труд, наградив орденом Ленина и золотой медалью «Серп и молот».

В 1970 году за ударный труд бригадиру участка № 1 (по итогам работы в восьмой пятилетке) Ивану Антоновичу Махонину присвоено звание Героя Социалистического Труда.

С 1963 года в школе начал поисковую работу отрад красных следопытов «Наследники» под руководством заслуженного учителя  РСФСР Марии Федоровны Линник. Ребята вели работу по изучению боевого пути 72-й, 73-й, 78-й и 15-й гвардейских стрелковых дивизий, воевавших в наших местах в период Курской битвы, занимались установлением имен неизвестных солдат, поиском родственников погибших в этих местах воинов, вели переписку с ветеранами Великой Отечественной, областными военкоматами, музеями, архивами, редакциями газет. Отряд «Наследники» был награжден грамотами районных и областных организаций, Московского военного округа, музея Вооруженных сил СССР, редакции газеты «Пионерская правда». В 1964 году под её руководством был открыт школьный музей «Боевая слава», который  и поныне посещают экскурсионные группы.  

В 1970 году по ходатайству красных следопытов школы в центре села, перед ДК, был поставлен памятник воинам-освободителям, павшим в боях за село, в братской могиле захоронено 18 известных и 38 неизвестных солдат.

В этом же году в селе идет строительство: фельдшерско-акушерского пункта, магазина, бани, отделения связи.

1 сентября 1971 года распахнула двери новая школа, восстановленная после пожара. Больших успехов в обучении и воспитании детей добился коллектив школы под руководством Никиты Александровича Зверева.

По оценке министерской комиссии в январе 1973 года Крапивенская школа была признана одной из лучших школ Российской Федерации. Материал о работе школы был обобщен и оформлен на ВДНХ в павильоне «Народное образование».

Последние три десятилетия принесли крапивенцам много перемен, добрых и не очень. В лихие 90-е закрылись колхозные мастерские и фермы, ряд других производственных и социально-бытовых объектов. Вместе с тем в село пришел газ, были сделаны новые дороги и водопроводы, уличное освещение, открылись частные магазины и другие сервисные точки.

В 2012 году после капитального ремонта распахнул свои двери Крапивенский сельский Дом культуры.

Первое упоминание о селе Кошлаково в писцовых книгах относится к 1626 году. Однако имеются сведения и о более ранних фактах жизнедеятельности в районе кошлаковского поселения. К примеру, в исторических документах есть упоминание о неком Федоре Тарасове, стрельце, в 1610 году, получившем от царя семь рублей в качестве вознаграждения за поимку в приграничье двух татар. А в 1612 году уже другой Тарасов получил три с половиной целковых за поимку поляков.

Согласно генеалогическому древу, хранящемуся в белгородском Храме Покрова Пресвятой Богородицы, основателями села Кошлаково считаются пришедшие сюда из олонецких пределов поморы – Кишлак Лука Иванович и его супруга Марфа Ивановна. Их сын Тарасий Лукич (1629-1713гг.) с супругой Еленой Акимовной (1644-1701гг.) и всем семейством прочно обосновались в этих местах и, собственно говоря, положили начало роду Тарасовых. И по сегодняшний день большая часть жителей села носит фамилию Тарасовы, хотя прямыми родственниками они давно не являются.

По другой версии, вернее, легенде, в лесах близ крепости Пенцево стрельцы обнаружили семью старовера Тараса Москалева, бежавшего с семьей из Москвы. «Дабы скрыться от царских гонений». Якобы начальник заставы, по фамилии Кошлаков, смилостивился над несчастными скитальцами и предложил им обосноваться в этих местах. Стрельцы помогли им расчистить от деревьев место под строительство и построить жилье; поселение в честь доброго начальника назвали Кошлаково.

Многочисленное семейство Москалевых зажило здесь вольготно в мирном труде и молитве. Когда же началась перепись населения, Москалев, из страха быть узнанным и казненным, назвался другой фамилией – Тарасов.

Согласно переписи населения, проведенной в 1700 году, в Кошлаково проживало двенадцать семей, из них тридцать два человека «мужского пола».

Наличие молитвенного дома в таком крохотном поселении говорит о многом. Носители старой веры всегда отличались большой набожностью, сильным нравственным законом. Это осталось неизменным и по сей день…

На распространения старой веры в Белгородском крае немало повлияло переселение сюда стрельцов. По приказу правительства в период никоновских реформ на нынешнюю Белгородчину активно начали ссылать на поселение стрельцов-староверов. И уже в конце семнадцатого века здесь появилось несколько староверческих сел, основанных поморами.

Среди них Кошлаково играло заметную роль.

И она значительно усилилась, когда в 1860 году здесь построили староверческий женский монастырь.

Наряду с Кошлаковским монастырем, распространению старой веры на территории Курской и Харьковской губерний весьма способствовали два другие поморские монастыря – Крапивенский и Чугуевский.

Сотни староверов узнали дороги в эти обители.

Монастыри стали точками притяжения. Эти три обители стали духовными центрами староверия, стали местами, где верующие могли и общаться, и молиться по своим сохраненным привычкам и требованиям.

Женский монастырь в Кошлаково был тесно связан с Чугуевской обителью, которая образовалась на сто лет раньше, в 1760 году. Ее основателями стали выходцы из Выговского монастыря – поморы, схиинок Даниил, иноки Герасим и Герман. Но уже к концу восемнадцатого века монастырь стал женским.

Обитель дожила до наших дней, несмотря на погромы и разорения.

Кошлаковской обители повезло меньше, в 1925 году она прекратила свое существование. Но духовный центр не так просто истребить.

В 1927 году в этих местах состоялся знаменитый Кошлаковский собор христиан-поморцев, в котором приняли участие более двухсот человек местных жителей, настоятельницы Кошлаковского и Чугуевского монастырей, а также гости из соседних старообрядческих обществ, Москвы, Поволжья, Украины.

Собор был созван для решения насущных вопросов религиозной жизни староверов-поморцев.

Как видим, село Кошлаково в жизни староверов-поморцев Белгородской области и России было своеобразным магнитом, маяком. Хотя правительство во весь период существования раскола тратило много сил на разрушение духовных центров старообрядчества.

Относительное послабление пришло в эпоху правления императора Александра Второго, началось строительство староверческих церквей и часовен, в том числе и в Кошлаково.

К концу девятнадцатого века в Белгородском крае появилось несколько новых молитвенных домов.

Николай Второй в 1905 году издал манифест «Об укреплении начал веротерпимости», что также значительно облегчило существование староверов. Но с приходом советской власти и внедрением атеизма – снова мрак и уход в подполье, гонение и репрессии. Но служба даже в самые трудные времена не прекращалась.

В 1930 году в селе организовали колхоз, но дела поначалу пошли хуже – коллективный труд приживался с большим трудом…

В 1937 настали тяжелые времена. Многие верующие подверглись гонению.

В 38-м власти отобрали Кошлаковскую церковь, устроили в помещении склад для хранения зерна.

Несмотря на это, в селе продолжали молиться. Соблюдались все посты, совершались молебны, в домах были иконы. Детей тайком крестили, пары венчали, покойников отпевали.

В 1942 году Кошлаково было оккупировано, хозяйство разрушено и разграблено.

В послевоенное время верующих уже не так притесняли, ходить в церковь не воспрещалось, но народ по привычке не афишировал факты крещения или венчания. Жители Кошлаково снова принялись за сельское хозяйство и строительство. В селе приступили к возведению кирпичного завода и гидроэлектростанции.

Позднее здесь был организован производственный участок колхоза имени Ленина. В 1962 г. состоялось открытие Дома культуры. Заведующим  клубом работал Тарасов Афанасий Никитович, библиотекарь Валентина Зиновьева. 28 сентября 1964 г. Кошлаковской средней школе присвоено имя Н.А. Островского. В 1979 году распахнуло свои двери новое здание школы.

В восьмидесятые годы в селе была проложена асфальтированная дорога, построен крепкий мост через реку, проведен водопровод. В 1985 году Кошлаково опять стало центром знаменитого сбора! На базе Кошлаковского дома культуры состоялся Республиканский семинар «Безалкогольный образ жизни». Гости со всей страны собрались, что бы обсудить, как привести советское общество к трезвости.

В этом же году, в Дни советской литературы, посвященные 40-летию Великой Победы, село посетила группа московских писателей и поэтов. Среди них – Герой Социалистического Труда, редактор журнала «Москва» Михаил Алексеев и ветеран войны, заместитель главного редактора «Роман-газеты» Семен Борзунов. Они вместе воевали на Курской дуге, их фронтовая дружба началась на шебекинской земле. Потому они совершенно заслуженно зачислены в список Почетных граждан Шебекинского района и города Шебекино.

29 октября 2001 г. в моленном доме села состоялся Собор старообрядцев из Москвы, Волгограда, Санкт – Петербурга, Харькова, Белгорода, Шебекино и сел Шебекинского района.

В 2001 году праздновалось 100-летие Кошлаковской школы. Ее учащиеся получили в подарок три компьютера от бывших выпускников школы Александра Васильевича Тарасова – генерального директора строительного предприятия «СПАКО» и его брата Федора Васильевича Тарасова, тогда руководителя торговой фирмы «Диксал», а ныне главы Шебекинского района..

За первое десятилетие 21 века в жизни Кошлаково произошло немало знаковых событий. Была завершена газификация села, на многих улицах появились дороги с твердым покрытием, в школу перевели детсад, обветшал и закрылся клуб, были установлены контейнеры для сбора мусора. В 2006 году на Пасху в селе побывал с визитом архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн, он подарил старообрядческому молитвенному дому три колокола. В 2008 году в Кошлаково прибыло на жительство несколько русских старообрядческих семей из далекого Уругвая. Гостей из Латинской Америки встретили радушно и гостеприимно. И очень жалели, когда те уехали потом искать счастья в другие места великой матушки-России.

В 2006 году  Чураевский сельский округ был объединен с Никольским.       Датой рождения сёл Неклюдово, Никольское и Боровское считается 1667 год, именно тогда в эти места переселялись украинцы - черкасы.  До конца 17 века жители этих селений вместе с русскими людьми несли охрану южных рубежей Московского государства, участвовали в строительстве стругов на воронежских верфях и в петровских походах на Азов.  В начале 18столетия в связи с утратой военного значения Белгородской черты, а главным образом из-за малоземелья жителям ничего не оставалось делать, как принять крепостничество.  Владельцем села Неклюдово стал граф Шереметьев, впоследствии граф Неклюдов выиграл у него это село в карты. В честь графа и названо это село. Село Неклюдово славилось своими бондарями, здесь была организована артель, работала сапожная мастерская, глиняный и кирпичный заводы, была конюшня, где выращивали племенных жеребцов. Возле храма был базар, куда съезжались люди со всех окрестных сел, работала карусель. Село Неклюдово раньше было крупным. По ревизской переписи 1857- 1858 годов было 2100 жителей.

         Храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла был построен на народные средства и освящен в 1870 году,  является историческим памятником. В годы советской власти храм был заброшен,  в 1955 году с него сбросили колокол, все ценности вывезли, но периодически в нем проходили службы их проводили приезжающие священники. В 1993 году богослужения в храме были прекращены вовсе. В марте 2004 года храм Петра и Павла начали реставрировать и  уже в январе 2005 года обновленный, красивый храм встречал своих прихожан. В этом же году при храме на месте бывшей больницы, построенной ещё в 1898 году, образован скит от Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря и в нем поселились первые насельники.   В годы советской власти здесь была районная больница, тубдиспансер, роддом, хирургия. После закрытия больницы до 1999 года был дом престарелых.

 28 января 2006 года отслужена торжественная литургия по случаю второго рождения храма архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. В храм привезен из Свято-Успенской Почаевской лавры список Почаевской иконы Пресвятой богородицы. В 2008 году возле ограды храма был вырыт и освящен колодец в честь Почаевской иконы Пресвятой Богородицы.

 Возле храма находится братская могила воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны. К 20-летию Победы 6 ноября 1965 года воздвигли памятник воинам, погибшим в боях за Родину.  В 2005 году проведена реставрация памятника  и благоустройство прилегающей территории.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie